В истории Второй мировой войны принято выделять несколько периодов.
Первый период: сентябрь 1939 – июнь 1941 года. Захват государствами фашистского блока контроля над большей частью Европы, начало военных действий в Северной Африке, расширение японской агрессии в Восточной и Юго-Восточной Азии.
Второй период: июнь 1941 – ноябрь 1942 года. Начало Великой Отечественной войны, оккупация гитлеровцами значительной части европейской территории СССР, провал плана «Барбаросса», создание антигитлеровской коалиции.
Третий период: ноябрь 1942 – конец 1943 года. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн, переход стратегической инициативы в руки союзников по антигитлеровской коалиции. Фашистские государства потерпели полное поражение в Северной Африке, англо-американские войска высадились в Италии, что привело к её выходу из войны.
Четвёртый период: 1944 – май 1945 года. Полное освобождение территории СССР. Открытие второго фронта в Европе. Разгром фашистской Германии, завершение Великой Отечественной войны.
Пятый период: лето – 2 сентября 1945 года. Разгром Японии, завершение Второй мировой войны.
Разумеется, любая периодизация условна. Например, некоторые исследователи выделяют лишь три этапа. Первый – до июня 1942 года: расширение масштабов войны при сохранении превосходства сил агрессоров. Второй – по январь 1944 года: коренной перелом в войне. Третий – по 2 сентября 1945 года: заключительный этап, разгром Германии и Японии.
Какая бы периодизация не использовалась, итоги Второй мировой войны остаются неизменными: фашистский блок государств потерпел в ней полное и сокрушительное поражение. Это поражение выражалось не только в разгроме вооружённых сил агрессоров. Полный крах потерпела их идеология. Фашистские режимы были ликвидированы, партии и организации запрещены. Впервые в истории состоялся суд над организаторами преступлений против мира и человечности.
Война стала своеобразным переломным моментом в современной истории. Изменилось соотношение сил на мировой арене, сформировался социалистический лагерь. Сложилась и до начала 1990-х годов сохранялась биполярная (двухполюсная) система международных отношений, которая привела к развёртыванию «холодной войны» между Востоком и Западом. Появилась новая влиятельная международная организация – ООН, главной целью которой было провозглашено содействие мирному разрешению конфликтов между странами, организация сотрудничества в решении общих проблем человечества. Особую остроту приобрел вопрос о соблюдение прав человека и прав народов, в том числе на суверенное развитие. Начался распад колониальной системы. Уже в ходе войны многие колонии (Корея, Индонезия, Филиппины, Бирма, Вьетнам, Камбоджа, Сирия, Ливан) провозгласили свою независимость. Метрополии так и не смогли удержать в них своё господство.
Вторая мировая война – самая масштабная и кровопролитная в истории человечества. Она продолжалась 6 лет, с 1 сентября 1939 по 2 сентября 1945 года. Участие в ней приняло 61 государство. В то время в них проживало 80% населения мира. Военные действия, которые вели к гибели людей и разрушению материальных ценностей, происходили на территории 40 стран. Точное число жертв Второй мировой назвать достаточно трудно. На сегодняшний день исследователи говорят о почти 100 миллионах убитых и раненых. Наиболее пострадавшими государствами являлись Китай и Советский Союз. С 1937 (вторжение Японии в Центральный Китай) по 1945 год было убито 35 миллионов китайцев. Число погибших военнослужащих и мирных граждан в СССР оценивается в 27 миллионов человек. Политика геноцида, которую проводили государства фашистского блока, привела к созданию настоящих «фабрик уничтожения» людей – концлагерей и лагерей смерти. Число заключённых в них достигло 18 миллионов человек, из них 11 миллионов погибли.
Общие материальные потери во время Второй мировой войны оцениваются (в переводе на современные цены) в 2 триллиона долларов, а если учитывать те средства, которые были затрачены на ведение военных действий, цифру необходимо увеличить, как минимум, в два раза. Наибольший урон понёс Советский Союз. Было разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень и сёл, около 32 тысяч промышленных предприятий. Сумма ущерба составила 610 миллиардов долларов. Многие культурные ценности, разрушенные или утраченные во время войны, в принципе невозможно оценить в денежном выражении.
Какие уроки человечество могло и должно было извлечь после окончания этого разрушительного конфликта?
Самый первый и главный урок – недопустимость третьей мировой войны. Учитывая постоянно возрастающую мощь военной техники, наличие оружия массового поражения, в первую очередь атомного, в новой войне победителей не будет. Человеческая цивилизация может просто исчезнуть с лица планеты, не исключено, что и вместе с самой планетой.
Во-вторых, пока военное столкновение не началось, есть возможности его предотвратить. Существовала такая возможность и накануне Второй мировой. При условии создания работающей системы коллективной безопасности в Европе фашистской Германии пришлось бы с самого начала вести военные действия одновременно на два фронта: на Западе и на Востоке. В такой ситуации её руководство вряд ли бы решилось начать войну. Но и в случае начала, конфликт не принял бы такие масштабные размеры и не привёл бы к таким разрушительным последствиям. Конечно, договориться о совместных действиях странам с разным, можно даже сказать противоположным, политическим строем было достаточно сложно. Но не невозможно, что доказывает создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Но в конце 30-х годов ХХ века руководители западных государств и СССР стремились обеспечить безопасность своей страны за счёт соседей, пытались использовать агрессоров для решения собственных геополитических задач.
Третий урок заключается в том, что попытки остановить агрессоров путём частичных уступок не дают результатов. Политика «умиротворения», которую проводили западные правительства в отношении гитлеровской Германии, заключение с ней сепаратных договоров и сделок, лишь «разжигало аппетит» нацистского руководства, облегчало ему подготовку к захватническим действиям.
Назовём ещё четвёртый урок. Наибольшая опасность начала большой войны исходит от государств с тоталитарным политическим режимом. В таких странах общество полностью контролируется властями, население практически не может оказывать воздействие на политику государства, протестующие и сомневающиеся подавляются, в том числе, уничтожаются физически.
Можно назвать и другие уроки Второй мировой войны. Попробуйте сделать это самостоятельно. Как вы считаете, извлекло ли человечество для себя эти уроки?